Монополистов станет меньше, а государственное участие в экономике сократится

На портале СОВАЗ был выставлен проект указа президента о дальнейших мерах по развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике от Антимонопольного комитета.

В документе были определены проблемы, которые негативно влияют на развитие экономики:

Чрезмерное участие государства в экономике

Говорится, что на товарных и на финансовых рынках сегодня доминируют компании с государственной долей. В связи с этим 79% монополий имеет государственную долю или контролируются хозяйственными обществами с государственной долей.

Избыточное ценовое регулирование

Отмечается, что на сегодняшний день государство регулирует цены более чем 30 видов товаров и услуг. Это подталкивает предприятия к необоснованному увеличению затрат, не стимулирует к уменьшению производственных расходов, а их рост покрывается за счет прямого повышения цен и тарифов для потребителей.

Льготы и преференции негативно воздействуют на конкуренцию

Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования представления государственной помощи приводит к неэффективности предоставляемых льгот и преференций и негативно воздействует на конкурентную среду. Льготы и преференции создают неравные условия на товарных и финансовых рынках.

Регуляторы не заинтересованы развивать конкуренцию

Говорится, что отраслевые регуляторы – министерства и ведомства остаются пассивными в развитии конкуренции в отраслях. Из имеющихся 38 госорганов в экономической сфере прямые функции по развитию конкурентной среды в вверенной отрасли возложены только на 11 ведомств.

Кроме этого, не внедрена полноценная система оценки регуляторного воздействия актов законодательства и воздействия на конкурентную среду.

В результате, чистый приток прямых иностранных инвестиций по данным Всемирного банка за последние годы сохраняется на низкой отметке 0,3-1,2 % к ВВП, а в Индексе экономической свободы Узбекистан занимает 140 место среди 180 стран.

Злоупотребление естественно монопольным положением

Естественным монополиям запрещается использовать свое положение для ограничения конкуренции на рынках товаров, не отнесенных к сфере естественной монополии, однако предприятия в сфере реализации железнодорожных билетов, ремонта грузовых вагонов, услуг вагонов-ресторанов, чистки вагонов и другие монополизированы и не дают возможности другим развиваться.

Несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями

Ещё одна из основных проблем – это отсутствие реальных рычагов воздействия и независимости в принятии решения антимонопольного органа для борьбы с монополизмом крупных предприятий предотвращении недобросовестной конкуренции. и «картельными» соглашениями, устранении барьеров для входа на рынки. 

Основные меры по решению данных проблем

В частности разработана стратегия по развитию конкуренции, в ней предусмотрено создание модели “умного” антимонопольного регулирования. 

Планируется снизить государственное участие в экономике и упорядочение представления государственной помощи. Будут пересмотрены действующие виды лицензий и разрешительных документов, после чего их могут сократить на 30%. 

Будет создана система разумного государственного регулирования цен (тарифов) с внедрением высокоэффективных методов тарифообразования, создающих эффект конкурентной мотивации. 

Планируется проводить регулярную диагностику состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках на основе методологии Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Индекса регулирования товарных рынков ОЭСР.

Ожидания от эффективности антимонопольного регулирования

В проекте также представлены целевые показатели эффективности антимонопольного регулирования:

– сокращение количества предприятий-монополистов на 35% к 2024 году;

– увеличение количества выявляемых нарушений законодательства о конкуренции к 2024 году не менее чем на 50%;

– доведение к 2024 году доли монопольной продукции до 80% от всего товарооборота на биржевых торгах;

– внедрение системы антимонопольного комплаенса не менее чем в 80% всех предприятий-монополистов до 2024 года.